Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
08.07.2018 в 17:43
Пишет Оладушка:

"Код бестселлера"
Автор обзора: Мария Рамзаева

Авторский обзор по материалам книги «Код бестселлера». Мэттью Джокерс, Джоди Арчер

В погоне за бестселлером: программа, которая поможет оценить вашу книгу.
Попадание книги в топы продаж — заветная мечта авторов, издателей и литературных агентов. Даже профессионалам сложно предсказать, какая книга «выстрелит» вопреки всем прогнозам, а какая останется лежать на полках.
Десятки издателей отказывали Стивену Кингу и Джоан Роулинг, прежде чем произведения этих авторов стали всемирно известными. Успех предугадать невозможно, но есть алгоритм, с помощью которого вы поймете, есть у книги потенциал бестселлера или нет.
Авторы алгоритма под названием «Код бестселлера» Мэттью Джокерс и Джоди Арчер изучили тысячи популярных книг и смогли сформулировать секрет успеха литературного произведения. В чем секрет бестселлера?


Ежегодно в США выходит свыше 50 тыс. книг, а в список бестселлеров попадает не более двухсот. То есть, бестселлеры составляют всего 0,5% от книжной продукции. Есть общие, понятные параметры, которые помогают книге стать бестселлером: лихо закрученный сюжет, увлекательное повествование, достоверные персонажи. Но они не отвечают на вопрос: почему читатели выбирают именно эту книгу, а не другую? Почему книги со слабыми, недостоверными персонажами и вялым сюжетом тоже иногда выходят в топ?
Успех таких авторов как Джоан Роулинг, Стиг Ларсон, Э.Л. Джеймс приписывают счастливой случайности. Однако литературоведы Мэттью Джокерс и Джоди Арчер считают, что судьба книги зависит от конкретных параметров текста. Они разработали компьютерную программу, которая проанализировала книги, ставшие бестселлерами и книги,
провалившиеся в продажах. В ходе исследования авторы обнаружили элементы, которые встречаются во всех популярных книгах. Так удалось вывести четкие параметры, определяющие успех произведения.

Компьютер против мнения критиков
Программа не способна прочесть книгу так, как читает человек. Если мы оцениваем роман в целом, понимаем его смысл и художественную ценность, то компьютер просто раскладывает текст на отдельные слова, знаки и символы. Это и недостаток, и преимущество программы перед человеком. Автоматический анализ текста происходит на доскональном уровне, что практически недостижимо для самого внимательного критика. Программа «подмечает» те закономерности, которые обычный читатель упускает из вида.
Компьютер анализирует романы по 20 тыс. параметров: от сюжета и стилистики, до пунктуации. Оказалось, что не все параметры влияют на потенциал бестселлера. Например, успех книги не зависит от того, в каком городе развивается действие — маленьком или большом. После того, как исследователи отсеяли незначительные параметры, осталось 2800 наиболее важных. Авторы научили компьютер читать тексты, выделять ключевые элементы и искать закономерности в популярных и непопулярных книгах. В конечном счете, программа научилась предсказывать с достоверностью в 80%, станет новая книга популярной или нет.

Как тема книги влияет на успех
Тема — важнейший фактор, влияющий на выбор читателей. Кто-то читает только новинки определенных авторов, кто-то выбирает книги по тематике, а кто-то ориентируется на мнение критиков и друзей. Логично предположить, что наиболее популярными темами у читателей будут те же, что у статей в интернете: «секс, наркотики и рок-н-ролл» — то есть, книги с «горячими» сценами, неординарными персонажами и приключениями. Реальность оказалась иной.

Открытие 1. Секс не продает
Даже далекие от рекламного бизнеса люди слышали, будто тема секса добавляет продукту привлекательности. Оказалось, что сексуальных сцен в популярных книгах мало. В среднем они занимают 0,001% от объема всего текста (если оценивать современные романы). В бестселлерах процент еще ниже — 0,0009. Эротические книги хорошо продаются лишь на узком рынке. Единственный пример современного эротического бестселлера — «50 оттенков серого», но, как мы увидим дальше, книга стала популярной не за счет эротических сцен.

Открытие 2. Фантастический сюжет — не гарантия успеха книги
Все, что далеко от обыденной жизни — космические корабли, монстры, другие миры — заинтересует малое количество читателей. Писать стоит о реальности, но не все реалистичные темы одинаково хороши. Помимо секса и фантастики, плохо «заходят» сюжеты о соблазнении, подробные описания тела, темы алкоголя и религии, яркие описания страданий героев.
О чем же тогда писать?
Понятно, что книги об убийствах, погонях и шпионских приключениях интереснее массовому читателю, чем описание университетского быта. Но авторы исследования задались другим вопросом: существуют ли изначально выигрышные темы? Чтобы считать их таковыми, темы должны удовлетворять двум условиям:
— встречаться в подавляющем большинстве бестселлеров;
— отсутствовать в книгах, не достигших популярности.
Если посмотреть на списки бестселлеров, на первый взгляд покажется, что никакой единой темы нет. В топ попадают детективы с темами насилия, любовные романы, книги про войну, фантастика и даже научные труды.

Открытие 3. Тема-бестселлер не зависит от жанра книги
Любовь, предательство, опасность присутствуют в книгах разных жанров, поэтому при поиске темы жанр можно не учитывать. При анализе 500 тем программа выделила самые удачные — это описания супружеской жизни (комичные или трагические), смерть, современные технологии, школьная жизнь и детское восприятие реальности и работа в СМИ.

Открытие 4. Экзотическое место действия читателей не привлекает

Люди с большим интересом читают о городах, нежели об экзотических местах, таких как джунгли, пустыни и т. д. Бестселлер Энди Вейра «Марсианин» — исключение из правил, но оригинальность места действия уравновешивается тем, что большая часть книги посвящена не покорению космоса, а попыткам героя вернуться домой.
Итак, темы в книгах-бестселлерах связаны с повседневной жизнью, они не уникальные и не фантастические. Авторы бестселлеров покоряют читателей тем, что описывают актуальные для современного человека проблемы: любовь, взаимоотношения, душевное родство, одиночество.

Четыре секрета идеальной темы
1. Авторы пишут о том, в чем отлично разбираются. Юрист Джон Гришэм пишет о юриспруденции, а романистка Даниэла Стил, которая пять раз выходила замуж и вырастила 10 детей, — о любви и семейных отношениях. При выборе темы очень важна ваша экспертность в том или ином вопросе.
2. Одна главная тема на протяжении всего действия. Примерно 1/3 объема любой книги Стил посвящает семейным отношениям, такой же объем Гришэм уделяет описанию судебной системы.
3. Разнообразие за счет других тем. Чтобы не утомлять читателя погружением в единственную тему, 2/3 объема повествование меняет направление. Так авторы создают оригинальные истории.
Такая пропорция лейтмотива и «побочных» тем оказалась «золотым стандартом» в литературе. Во всех популярных книгах авторы отдают 30% объема главной теме и 70% — одной-двум второстепенным темам. Плохо продающиеся книги нарушают этот баланс. Чем больше сюжетных линий вы стараетесь втиснуть в повествование, тем быстрее читатель
запутается и бросит чтение.
4. Игра на контрасте. Главная тема должна вступать в противодействие с дополнительными или служить фоном для обострения сюжета. Например, у Гришэма тема-контраст — это семейные отношения, а у Стил — больница, в самом остром проявлении: герои попадают туда при экстремальных обстоятельствах. Спокойная и привычная тема семьи у Стил
сталкивается с напряженной и динамичной темой внезапной болезни. Напряженная работа юриста у Гришэма сочетается с домашними проблемами и радостями.

Тайна «50 оттенков…»
Успех «50 оттенков серого» толком никто не может объяснить. Критики разгромили роман, а читатели скупили тираж молниеносно. Когда исследователи взялись проанализировать текст «50 оттенков серого» и прогнали его через компьютерные алгоритмы, выяснилось, что главная тема произведения — вовсе не сексуальные приключения героев.
Вот сухие цифры: 21% книги посвящен теме близости и взаимоотношений. 13% занимают душевные разговоры и романтическая переписка влюбленных. Еще 10% книги описывают невербальные коммуникации героев: взгляды, улыбки, вздохи. Выходит, что «50 оттенков серого» — классический любовный роман!
А где же контраст тем? Разгадка кроется в характере главного героя Кристиана Грея, который до ужаса боится именно душевных разговоров и близости. Так неконфликтные с виду темы в сочетании с персонажем становятся бесконечным источником конфликтов.

Книги для сердца, а не для ума
На уроках литературы учителя пытают учеников: что же хотел сказать автор? Какие важные темы он поднял, чему учит читателя и какую транслирует мораль? Иными словами, книги изучаются головой, а не сердцем. Чтение для удовольствия считается занятием низкопробным. Между тем, большинство людей тратят деньги на книги и читают именно ради эмоций.
Джокерс и Арчер провели эксперимент со студентами: раздали книги и попросили молодых людей поднимать руку каждый раз, когда чтение вызвало яркие эмоции. Студенты, которым попались книги-бестселлеры, поднимали руку примерно каждые 10 страниц. Те, кто читал непопулярные книги, поднимали руки гораздо реже. Не все бестселлеры получают литературные премии и покоряют критиков, но они завоевывают внимание читателей, пробуждают эмоции.

Структура бестселлера
Еще один важнейший параметр популярных книг — удачно построенный сюжет. Важно обеспечить героям и сопереживающим читателям постоянную смену эмоций: с одного полюса на другой. Эмоциональные качели создаются поворотами сюжета.

По сюжетной кривой все бестселлеры делятся на семь групп.

1. Путь от несчастья к счастью или от минуса к плюсу. Повествование описывает движение наверх с небольшими колебаниями. Герой преодолевает проблемы, чтобы прийти к успеху.
Пример: «Клиент» Джона Гришэма.
2. Путь от счастья к несчастью. Герой падает все ниже из-за превратностей судьбы или собственных ошибок. Где-то в середине повествования появляется шанс на спасение, но герой упускает шанс. Как правило, концовка книги — несчастливая. Герой осознал ошибки слишком поздно, потерял нечто важное (семью, дом, работу, совесть), скатился на дно жизни или умер.
Пример: «Дьявол носит Prada» Лорен Вайсбергер.
3. История взросления. Этот тип сюжета характеризуется движением от кризиса к успеху. Особенность структуры в том, что герой быстро достигает успеха, который вскоре оборачивается провалом. Собравшись с силами, герой преодолевает препятствия и добивается уже крепкой и постоянной победы.
Пример: сказка «Золушка». Героиня встречает на балу принца, но в 12 часов остается ни с чем. Затем принц находит Золушку, и герои счастливо воссоединяются.
4. Возрождение. Герой подвергается дурному влиянию, — либо извне, либо изнутри собственной личности: сталкивается со своими «демонами», дурными привычками. Герой сначала проваливает моральное испытание, сбивается с истинного пути, но затем находит в себе силы противостоять злу. Концовка в подобных историях несчастливая. Действующее лицо так и остается в ситуации вечной борьбы.
Пример: «50 оттенков серого» Э.Л. Джеймс.
5. Путешествие и возвращение. В сюжете происходит переломный момент: герой попадает в новый, непонятный мир, знакомится с ним и возвращается домой, наделенный новым опытом. Часто это история путешествия. Этот же сюжетный тип используется в любовных романах: в середине книги герои встречаются, чтобы расстаться и только в финале воссоединяются вновь.
Пример: «Дневник памяти» Николаса Спаркса.
6. Поиск. В сюжете вновь происходит резкий перелом, но в отрицательную сторону. Герой отправляется на физические или духовные поиски, сражается с реальными или внутренними чудовищами. На своем пути персонаж встречает испытания, переживает кризис и завершает свой путь с большими потерями.
Пример: «Сатанинские стихи» Салмана Рушди.
7. «Человек в яме». Это единственный тип сюжета, у которого нет зеркальной пары. Здесь важную роль играет противостояние героя и антагониста, который угрожает не только герою, но и его окружению. Герой оказывается в моральной западне, он не может жить, как прежде, поэтому принимает вызов и переламывает ситуацию, чтобы спасти других от опасности.
Пример: «Серебристый лучик надежды» Мэттью Квика.

Стиль бестселлера
У каждого писателя есть свой стиль. Причем он настолько своеобразен, что автору не удастся поменять его даже намеренно. Когда Стивен Кинг или Джоан Роулинг пытались выпускать книги под псевдонимами, их сразу «рассекречивали». Оба писателя хотели проверить, смогут ли их книги стать популярными без узнаваемого имени на обложке. Практика показала, что романы действительно выделялись на фоне остальных новинок неизвестных авторов. На популярность произведения влияло не имя, а сам текст.

Бестселлер с первых слов
Чтобы попасть в список бестселлеров, книга должна с первых строк максимально остро передавать конфликт, раскрывать персонажа и заявлять тему. Читатель чувствует силу и решимость главного героя, понимает, кто перед ним или же моментально погружается в тему, как у Толстого в «Анне Карениной». В неудачных книгах тема, герой или конфликт
заявлены вяло, невнятно, с оговорками, или не заявлены вовсе.

Стиль на миллион
Чтобы определить общие особенности бестселлеров, исследователи проанализировали частоту служебных и часто употребляемых слов. Джокерс и Арчер намерено исключили редкие и специфические слова, чтобы избежать искажений в результатах. Но даже использование ограниченного набора слов позволило программе отделить бестселлеры от
обычных книг в 70% случаев. Так глагол действия «do» появлялся в бестселлерах в два раза чаще, чем в менее популярных книгах. А слово «very» (очень), которое многие стилисты считают мусорным, встречалось в два раза реже. Также в бестселлерах часто встречаются разговорные формы, сленг и сокращения. Вопросительные знаки доминируют в популярных книгах, а восклицательные — в менее популярных. Чем больше восклицаний допускает автор, тем меньше вероятность, что книга станет бестселлером. Показательно также, что авторы бестселлеров предпочитают ставить точки там, где остальные ставят точку с запятой или двоеточие.

Вывод. Книги с лаконичной, емкой речью, в которой видна авторская индивидуальность, выигрывают на фоне остальных. Читателям больше нравятся герои, которые выражаются естественно и просто.

Авторы, которых система поставила на верхушку топа по стилю, когда-то занимались журналистикой. Они научились писать яркие, цепляющие заголовки и говорить на одном языке с массовым читателем.

Имя бестселлера
Название — это «лицо» книги, очень важно выбрать интригующее заглавие. Вы не ошибетесь, если выберете из четырех вариантов.
1. Место действия. Если место действия выносится в название, оно должно играть важную роль в сюжете.
Пример: «Остров проклятых» Денниса Лихэйна.
2. Событие. В заголовок выносится некое ключевое событие, которое меняет ход всей истории. Название книги намекает: важно, что произошло, а не с кем.
Пример: «Смерть приходит в Пемберли» Филлис Джеймс.
3. Предмет. Чаще, чем места и события, в заголовок попадают предметы и характеризующие их свойства.
Пример: «Код да Винчи» Дена Брауна, «Щегол» Донны Тартт.
4. Герой. В каждой пятой успешной книге название прямо указывает на героя.
Пример: «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона, «Алхимик» Пауло Коэльо.
Один из трендов — обилие «Девушек» в списке бестселлеров: «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Исчезнувшая девушка», «Девушка в поезде». Здесь важно, что это активно действующие девушки, а не «Девушка, которая ждет тебя
дома» или «Неприметная девушка».

Главные герои бестселлеров
Через персонажей читатели погружаются в созданный автором мир, проходят путь вместе с героями и переживают приключения. Чем достовернее герой, тем больше сочувствия он вызывает.
Существует две основные концепции построения героя.
1. Глубокая проработка характера главного героя, его внешности.
2. Проработка социальной роли, которую герой исполняет в романе. Роль определяет, как герой будет реагировать, что предпримет, что произойдет вокруг него.

Характер героев
Джокерс и Арчер пришли к выводу, что герой бестселлера может быть разным, не важно, какой концепции придерживается автор. Главное, чтобы персонаж обладал таким свойством как «агентивность» — то есть, был субъектом действия, а не объектом. В зависимости от своей роли и характера, герой может по-разному (но всегда активно!) реагировать на препятствия и действия антагониста.
Раскрывать персонажей можно через диалоги, описания, мысли. Но оживают они, когда начинают действовать. Таким образом, главная движущая сила повествования — глаголы.

Действия героев
Персонажи бестселлеров и непопулярных книг действуют по-разному. В зависимости от того, что делают герои романа, можно предсказать с вероятностью 72%, станет ли книга бестселлером.
Герои популярных книг в чем-то нуждаются, чего-то хотят. Глаголы «need» и «want» (нуждаться и хотеть) — самые сильные маркеры, разделяющие популярные и непопулярные книги. Герои бестселлеров чаще любят, делают, берут, думают и спрашивают. Персонажи осознают свои действия и то, чего они хотят добиться. Они способны объективно оценивать свой характер, отмечать достоинства и недостатки, действуют целенаправленно и смело. Герои менее популярных романов сомневаются, роняют. Они менее привлекательны: перебивают, требуют, им все время что-то кажется. Они не делают, а ждут, они не уверены в себе. Чаще орут, пинаются, швыряют, бормочут и колеблются.
Все это относится к героям обоих полов. Однако есть и различия между мужскими и женскими персонажами. Так мужчины чаще целуют, а женщины обнимают. Мужчины летают, водят транспорт и убивают, а женщины читают, говорят, воображают. Герои популярных и непопулярных книг испытывают эмоции разной интенсивности. Персонажи бестселлеров настойчиво хотят, скучают, нуждаются в чем-то или ком-то. В небестселлерах герои пассивны, они не пытаются изменить мир, смиряются, приходят в себя. Они не хотят, а мечтают. Физиология персонажей непопулярных книг удручает: они дрожат, краснеют, дергаются, сглатывают. В бестселлерах герои лучше контролируют свое тело и совершают простые поступки: кивают, едят, спят, наблюдают, бегут, целуются.

Собираем воедино рецепт бестселлера


Итак, согласно компьютерной программе, для популярности книги необходимо четыре компонента.
1. Одна-две доминантные темы, которые занимают 30% от объема текста. Это тема близости, человеческих отношений, семьи, работы, школы, современных технологий.
2. Активные герои. Персонажи должны действовать, желать и нуждаться, проявлять решительность.
3. Симметричная структура. Сюжет должен двигаться от плюса к минусу и обратно, обеспечивая читателям эмоциональные качели, и раскрывая характеры героев.
4. Простой стиль. В бестселлерах не встретишь длинных пространных выражений, большого количества прилагательных и наречий, синонимов слову «сказал». Делайте текст легким для понимания, используйте яркие, точные слова.

Недостаточно соблюсти лишь одно условие из четырех. Автору необходимо использовать и гармонично сочетать все описанные возможности, чтобы книга стала бестселлером.

Заключение
Литературоведы Джокерс и Арчер поставили задачу разгадать секрет бестселлера, за которым много столетий гоняются авторы и издатели. Исследование с помощью компьютерной программы показало, что если соблюдать определенные правила, писать на популярные темы, создавать ярких, активных героев, то шансы попасть в список бестселлеров у книги многократно возрастут. Современным читателям интересны узнаваемые образы и ситуации, а не фантастические события. О чем бы ни писал автор, читатели все равно буду искать человеческие отношения и понятные им проблемы, даже если события происходят на Марсе или в «красной комнате» миллиардера.
Доминантная тема должна занимать 30% повествования. Остальной объем раскрывает побочные сюжетные линии.
Все бестселлеры написаны простым языком. В них больше глаголов, чем прилагательных и наречий. От того, как действует герой, зависит популярность книги. В бестселлерах герои сражаются, хотят, добиваются и думают, а в непопулярных книгах — боятся, мечтают, роняют, краснеют и смиряются.


URL записи

@темы: Интересности, Книги, Точка зрения, а как на самом деле?